Тайские рестораны завоевывают мир (из архива)

Иностранцам нравится тайская кухня, поэтому число тайских ресторанов по всему миру растет.

Дмитрий Ягодин (перевод с тайского) — Сейчас за пределами Таиланда работают 20 тыс. тайских ресторанов. Большинство из них расположены в США (4 тыс. — 1-я строчка в рейтинге), Великобритании, Австралии, Японии и Германии. На 6 месте Китай. Ожидается, что в течение следующих 5 лет китайцы станут лидерами. Этому способствует огромное число китайских туристов в Таиланде и интерес к местному рынку, проявляемый крупными американскими ресторанными сетями.

В России тайских ресторанов мало, рынок пустой. В Москве работают «Тай Тай», Black Thai, «Тайский слон», Baan Thai, новый проект Thai Pattara Restaurant. К сожалению, некоторые заведения «размывают» формат, добавляя в меню европейские и русские блюда.

Общая стоимость 20 тыс. зарубежных тайских ресторанов оценивается в 300–400 млрд бат. На данный момент средний годовой доход каждого ресторана составляет 30 млн бат. Учтены те заведения с возможным объемом продаж более 1 млн бат в месяц.

Рост числа зарубежных ресторанов сдерживает нехватка шеф-поваров мирового класса. По словам Чумпона Джэнгпрая, управляющего директора компании MSC Thai Cuisine, занимающейся подготовкой шеф-поваров тайской кухни мирового класса, «ежедневно за границей открывается от 5 тайских ресторанов, которые готовы пригласить 5 шеф-поваров из Таиланда».

Многим поварам-тайцам тяжело адаптироваться к новым условиям, большинство этих людей консервативны. Тем не менее, в условиях глобализации проблема решается. Запускаются крупные учебно-квалификационные центры, способствующие мировому признанию тайских поваров. Оказывает влияние материальный стимул. Тайские повара, работающие за рубежом, зарабатывают в 2–3 раза больше своих коллег в Таиланде. Так, хороший тайский шеф-повар в Великобритании получает примерно 200 тыс. бат в месяц. Профессионалы учат языки, заканчивают несколько кулинарных школ, осваивают требования местных рынков по рецептуре и оформлению блюд.

Тайские организации, занимающиеся продвижением Таиланда за рубежом (например, Туристическое управление Таиланда — ТАТ), запустили рекламные кампании по продвижению тайской кухни.

Компания Minor International (крупнейшая сеть отелей и ресторанов в Таиланде, управляющая 1 700 различными ресторанами во всем мире) усиливает мировую экспансию. Сейчас 70% дохода ее ресторанного сектора приносят заведения, расположенные в Таиланде, 30% — в других странах. За следующие 5 лет компания намерена изменить пропорцию до 50/50. По словам Чайпата Патуна, вице-президента компании по стратегии, «упор будет сделан на заведения тайской кухни».